Блог
У каждого своя Австрия
Зальцбург нас встречал мелким проливным дождем
Пожалуй, у каждого путешественника Австрия — своя. У одних она соткана из строгих дворцов и обширных музейных коллекций. Других восхищают рестораны и магазины. Третьи без ума от горнолыжных курортов и вида гор. Четвёртые... Пятые... Шестые... У каждого Австрия — своя.

Зальцбург нас встречал мелким проливным дождем. В аэропорту, хэлпер из службы помощи проводил нас до остановки и помог сесть в автобус. Через 25 минут мы доехали до отеля Motel One Salzburg-Mirabell, который я забронировала на букинге.

Персонал приветливый, но не говорящий по-русски. Есть лифт и WI-FI. Небольшой номер с удобной кроватью и панорамными окнами. Шикарный вид на горы и реку Зальцах с темной водой. Большая ванная комната с обычным стулом для душа, туалет с поручнем.

Из недостатков — «модная» раковина, к которой можно подъехать, но неудобно умываться и низкий стол в комнате. Ни холодильника, ни чайника в номере нет, но налить горячей воды «за бесплатно» можно в баре. Железнодорожный и автовокзал в 15 минут ходьбы. Поблизости мы не нашли полноценного продуктового магазина и продукты покупали на заправке, в 10 минутах ходьбы.
По прилету в Зальцбург, мне сразу же бросились в глаза, гладко заасфальтированные дороги и тротуары с заниженными бордюрами. Транспорт в городах и деревнях ходит строго по расписанию, и все автобусы приспособлены для передвижения на колясках. В автобус надо заходить во вторую дверь. Водитель выйдет и поможет заехать по откидному пандусу. Ему лучше сразу сообщить название остановки и перед остановкой нажать кнопку, которая находится на перилах напротив парковочного места коляски.

С доступом в исторические здания почти всегда и везде, увы, была, проблема. Да и настроение у нас было какое-то «не музейное». В основном наши экскурсии были обзорно-пешие. Мы уходили рано утром и возвращались к вечеру. Погода была солнечная, но с прохладным ветром днем и морозным вечером.

Инфраструктура города современная и удобства вполне комфортные. Дома, церкви и даже мастера, которые творят под пристальным взором любопытных туристов — всё настоящее. Сувениры не «в стиле», а реально ручная работа по старым технологиям. Наверное, каждый из нас, бывая в местах, далеких от родного дома, обращает внимание на то, что не очень интересует, или на что не хватает времени из-за будничной суеты, занятости или почему-то еще. А в отпуске, когда есть время неспешно погулять по улицам и посмотреть по сторонам, тем более за границей, в поле зрения кроме архитектурных шедевров, памятников и цветников обязательно попадают витрины. И не потому, что у них лучше, а у нас хуже (это вопрос спорный, а мнения всегда субъективны). Они просто другие и у каждого свои.

Расписывать все достопримечательности Зальцбурга нет необходимости. Об этом красивейшем городе, наполненным историей, сувенирами и шоколадом «Моцарт» рассказано не раз.

К слову о шоколаде «Моцарт» — этот раскрученный бренд, оказался самым плохим шоколадом, который я ела. Да и не шоколад это вовсе, а сплошная соя.
Остановлюсь на нескольких достопримечательностях, до которых мы дотопали:

1) В историческом центре города стоит Дворец Мирабель, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно отсюда открывается прекрасная панорама на старый город и крепость Хоэнзальцбург.

Несмотря на большое скопление туристов, сад покорил с первого взгляда своей пышностью, яркостью, обилием цветочных завитков на газонах, фонтанами и скульптурными композициями на сюжеты из греческой мифологии, романтичностью и поистине королевской роскошью. Любые определения в превосходной степени можно отнести к этому чудесному саду.

Мирабельгартен — это не просто регулярный сад, а один из лучших образцов садово-паркового искусства.
2) Потешные фонтаны «шутихи» — фонтаны во дворце Хелльбрунн, замаскированные в тени кустов и деревьев. Название фонтанов вполне оправдывает их назначение, ведь они могут включиться в любой момент и обдать прохожего прохладной водой с ног до головы. В действие их приводит напор воды, который стекает с Альпийских гор.

Хельбрунн — бывшая летняя резиденция архиепископа Маркуса Ситтикуса, состоящего в родстве с семьей Медичи, построена (1612-1619) по образцу римских вилл на итальянский манер для охоты, восстановления сил и развлечений.

Купив билеты (стоимость для взрослого 9.5 евро, для инвалида 6.5), примкнули к пестрой компании разноязычной (кроме русского) публики. Осмотр фонтанов почему-то в обязательном порядке предполагает экскурсию (хочешь — не хочешь, дело десятое), положено, значит, будет экскурсия — на английском языке. А поскольку мои познания в этом минимальны, то я практически ничего из сказанного не поняла. В общем, о чем-то можно догадаться и так, какие-то сведения я почерпнула из прочих источников, но уж фотографировать там сам бог велел. А потешные фонтаны, как и IV века назад — «гвоздь» программы. Там и рыбы в прудах благородных пород.

Князь-архиепископ, гуляя со своими гостями, не только вел беседы о шаткости человеческой судьбы и эфимерности мира, но и демонстрировал им диковинные механизмы в своем парке. К примеру, большой механический театр, построенный в 1750 г. на месте бывшего Кузнечного грота, представляющий жизнь небольшого городка в миниатюре. Вода по-прежнему приводит в движение фигурки 256 людей разных сословий и занятий и водный орган, наигрывающий мелодию ремесленников, которая заглушает скрежет шестеренок.

Из посетителей очень много пенсионеров, многие с палочками и для прогулки по парку некоторые брали инвалидные коляски, которые предоставляют в «кассе» бесплатно.
3) Площадь Моцарта — небольшой пятачок земли в центре Зальцбурга, где всегда полно народу. На ней стоит бронзовый памятник великому композитору. Его отлили и установили в этом месте в 1842 году.

Многие приходят сюда, чтобы послушать звоны всемирно известных зальцбургских колоколов, ежедневно вызванивающих мелодии Гайдна и Моцарта с Колокольной башни.

4) Главной площадью города является Резиденцплатц. В центре её — фонтан в стиле итальянского барокко. На другой стороне площади находится Новая Резиденция, украшенная колокольней. Это здание фасадом больше напоминает монастырь, чем дворец. Три раза в день, в 7 часов утра, в 11 и в 18 часов колокола Новой Резиденции исполняют знаменитый своим звучание колокольный звон.

В центре площади стоит величественный Кафедральный собор (1614-1655) с пандусами.

Туристов было так много, ну так много, что вводило нас в полный дискомфорт. Японцы были везде, их были толпы, их было столько, что я начала страдать японофобией.

Но там было здорово. Там были горы в конце улиц и слишком много проводов.
Гуляя по одной из площадей города мимо уличных торговцев сувениров я познакомилась с продавцом Аллой, которая оказалась украинкой и студенткой национального университета Зальцбурга. На следующий день мы встретились с Аллой, и она предложила нам показать университет. Это стеклянное здание, с лифтами и абсолютными условиями обучения для инвалидов. На крыше университета кафе и потрясающий вид на крепость Хоэнзальцбург.

В стране достаточно труднопроизносимые и труднозапоминающие названия. В одном из автобусов водитель меня спросил, на какой остановке я хочу выйти, но я забыла название и, растерявшись, молча, смотрела на него. И тогда он вдруг спросил меня на чистом русском: «Вам куда?». От этого я растерялась еще больше. Этот парень оказался русским, живущим в Австрии уже больше 10 лет.

В Зальцбурге для нас было проблемой найти кафе «для поесть» национальной еды. Но от Аллы мы узнали, где кормят своих, а значит — готовят вкусно и также, где продают настоящий австрийский шоколад. А вообще, конечно, Зальцбург, как и вся Австрия — это недешевое удовольствие. Попить кофе и съесть кусок фирменного торта «Захер» — 20 евро.

Зная себя и свою тягу двигаться по пересеченной местности и стараться заглянуть в самые потайные уголки страны, я старалась увидеть максимально много из возможного.

Так, я попала в Гозау — это городишко около Австрийских альп. Город без улиц, дома растут на лугах очень беспорядочно (фото 30). Там мы остановились в небольшом апарт-отеле.

В день переезда опять шел дождь, а в горах шел снег.

Решив, не мокнув при посадке и высадке в такси, я, надев дождевик, доехала до автовокзала за 10 минут. Моя подруга с багажом, поехала на такси.

Автобус до Бад Ишль ходит каждый час. Без лишних слов и объяснений водитель автобуса помог заехать и пристегнул коляску ремнями. Стоимость билета 7 евро.

Через два часа в Бад Ишль (60 км от Зальцбурга) нас ждала моя знакомая Марина, которая несколько лет назад переехала жить в Австрию. Мы пересели в ее авто и двинулись в сторону Гозау. По дороге заехали в супермаркет и купили продукты.

Во дворе отеля с двумя большими зонтами нас встречала хозяйка Любовь. Самая, что ни на есть русская. Несколько лет назад она с мужем и двумя детьми переехала из Москвы. Немного закрытая в плане обычного общения женщина, но моментально откликающаяся на все просьбы.

Люба хоть и была немногословной хозяйкой, но спросила меня, как и почему я попала в эти края. По ее словам в отель только один раз заглядывали русские туристы. Сюда не так просто добраться. И в этих краях ей никогда не приходилось видеть путешественников в инвалидной коляске. В общем, она была удивлена. Также как и водители местных деревенских автобусов, которые никогда не пользовались подъемниками, и было видно, что они не знают на какую кнопку нажимать, но при этом любой транспорт абсолютно приспособлен для людей с инвалидностью.

При входе в гостевой дом — пандус. 2-х комнатные апартаменты на первом этаже, без балкона оформлены в национальном стиле. Все было красиво, но не настолько удобно, как было обещано при бронировании. К кухне и гостиной претензий не было никаких. А вот спальня была очень мала и подъехать в ней на коляске было невозможно, плюс очень мягкая, почти перинистая кровать. Поэтому я спала в гостиной, на диване, который раскладывался и был достаточно жесткий.

Туалет и душ находились в раздельных комнатах, в которые невозможно было заехать и развернуться на коляске. Хотя для душа хозяйка приготовила стульчик, но чтобы туда попасть приходилось попотеть.

Но все это было мелочью по сравнению с видом, которые мы увидели утром.
Австрия — это одна из стран, в которую я влюблена и по которой я шагала с удовольствием. Представившиеся моему взору картины, наверное, одно из самых ярких впечатлений за всю жизнь. У меня просто дар речи пропадал, я сидела с открытым ртом, щипала себя и не верила, что такая красота бывает. Красивые виды открывались с любой стороны.

С погодой нам опять везло, и мы решили съездить к очень фотогеничному и эффектному по своей красоте озеру Гозаузее.

Хозяйка апартаментов предложила нас подвезти. По дороге вверх — 13 минут езды на автомобиле. Парковка для инвалидов и автобусная остановка — все в порядке!
На заднем плане озера потрясающей красоты горный массив Дахштайн, вокруг озера проложена ровная дорожка шириной в 1.5 метра и время прогулки неспешным шагом занимает больше часа. Это идеальное место для прогулки в коляске.

Около озера есть гостиница и ресторан. Мы решили перекусить штруделем и несмотря на то, что мы проделали достаточно длинный путь мы рискнули возвращаться домой пешком домой, и не пожалели об этом.

Дорогу шла с горы и зарядки аккумуляторов хватило доехать до дома.

Машин по дороге почти нет, людей не встретилось ни разу. Но мы уже стали привыкать к такому безлюдию.

По дороге нам попалось еще одно озеро и какой-то музей старинного зодчества и предметов домашней утвари из старины. Летний сезон начинался через две недели, и он был закрыт, но нам все-таки удалось засунуть наши красивые носы на территорию музея.

На следующий день хозяйка апартаментов вручила нам купон, который давал право ездить на автобусе бесплатно и получать скидки в местных кафе. Остановка автобуса была напротив отеля, автобус пришел как всегда по расписанию и мы с одной пересадкой через 30 минут были в Гальштате.

Не припомню уже, где я впервые увидела фотографию этого городка. Но зато отлично помню свою реакцию. «Не может быть, чтоб это место существовало в реальности!», а в голове уже роились мысли о том, как когда-нибудь я прогуляюсь по улочкам этого сказочного места.

После недолгих поисков нашлось и имя городка: Хальштатт, Гальштат, Hallstatt. Город-открытка. Дверь в сказочный мир.

Многие туристы, которым предлагают посетить Гальштат, не скрывают своего изумления: «Что можно интересного увидеть в коммуне, население которой не превышает тысячи человек?». Однако, возвратившись оттуда, на некоторое время задумываешься, с чего же начать свой рассказ, чтобы наиболее точно и полно передать всю волнующую атмосферу, присутствующую в этом удивительно красивом и историческом месте.

Об уникальности Гальштата говорит тот факт, что вездесущие китайцы построили у себя в Китае, его точную копию, настолько велико было их восхищение. Что интересно, после этого поток китайских туристов в австрийский Гальштат не только не иссяк, а напротив, увеличился. Увидев свой Гальштат-клон, большинство загораются желанием увидеть оригинал.

Больше всего в Гальштате меня поразило ощущение небывалой оторванности от цивилизации и умиротворенности, царящей в этом месте. Действительно, окруженный со всех сторон горами, Гальштат, со своими приютившимися на склоне разноцветными, словно игрушечными домиками, голубое озеро, с плавающими по его поверхности лебедями, и голубое небо, с отражающимися в водной глади облаками, порождают ощущение необычной защищенности от всех мировых невзгод, домашнего уюта и райского покоя.
Хотя Гальштат не является самым маленьким в мире поселением, однако его жители всерьез озабочены проблемами нехватки жилого места. Дома в городке расположены в несколько ярусов. Причем вторая линия домов начинается прямо с уровня крыш первой линии. Поэтому жители нижней линии, находясь в гостях у соседей со второй линии, могут без труда сразу же с их двора заходить к себе на второй этаж.

Экономия места во всем породила одну из главных традиций Гальштата, которая так изумляет приезжающих сюда туристов. Своих умерших земляков гальштатцы предают земле, однако через десять лет выкапывают их и выкладывают на несколько недель полежать на солнцепеке. После того, как останки приобретает характерный цвет слоновой кости, их отправят на хранение в специальную костницу Бин-Хаус, расположенную на первом ярусе готической часовни церкви Святого Михаила. А в освободившуюся могилу опускают гроб с телом вновь умершего земляка.

Так как я не люблю посещать кладбища, я туда не заглянула. Но мы наткнулись на траурное шествие.

Сам город, фактически, имеет в своем составе только две улицы. Да и то, проехать на машине могут только местные жители только по одной из них.

Береговая линия здесь настолько узкая, что транспортные магистрали выведены в отдельные тоннели, проложенные в скалах над городом. Не нашлось места и для железнодорожного вокзала — его разместили на противоположном берегу озера. Прибывших пассажиров переправляют в Гальштат на лодках.

Там же я легко поднялась на фуникулере и еще раз смогла насладиться красотой региона. К сожалению, в соляные шахты попасть не удалось.

В фуникулюр заехала без проблем, дальше на лифте и, пройдя через кафе мы оказались на смотровой площадке.

Билет на фуникулюр стоит 11 евро, но я прибрела его за 6, закосив под местную.

К слову о льготах, при покупке разных билетов на транспорт или для посещения достопримечательностей, российское удостоверение инвалида не действует практически нигде. Также ты не можешь воспользоваться специальным местом на парковке автомобиля с удостоверением. На мой взгляд — это одна из международных глупостей.

По дороге вглубь Верхней Австрии, мы заглянули в город, в стиле ретро — Бад Ишль, где перекусив очередной порцией шоколада в знаменитой кондитерской «Цаунер», открытой аж в 1821 году, направились в летнюю резиденцию императора кайзера Франца-Иосифа. Но, к сожалению, мы смогли заехать только на первый этаж виллы, где кроме сувенирного магазина нет ничего. По парку тоже не удалось прогуляться — кругом ступени и был ремонт. Мы так и не поняли, за что заплатили деньги и почему на кассе нас не предупредили о недоступности.
Последним нашим пристанищем был арендованный дом Марианны, учителя музыки и английского, в коммуне Фордерштодер. Горы там пониже, но луга пошире и молоко послаще. Здесь мы в основном гуляли по тропинкам, дорогам и даже лугам, дышали кристально чистым воздухом, ели, спали, читали, молчали, смотрели в окно через дождь на Альпы и пили молоко! Какое вкусное в Австрии молоко! Каждое утро хозяйка привозила нам молоко с фермы. И молоко в Австрии такое, что хочется плакать от его вкуса. Густое и сладкое!

На улицах городов и деревенек множество людей в национальной одежде. Сначала мы думали, что люди наряжаются на какие-то праздники, а оказалось, что в этой стране, пожалуй, в единственной на Западе, еще до сих пор носят традиционные национальные костюмы. У Марианны их больше 40.

Марианна, показала нам все окрестности и самые красивые виды и согласилась нас отвезти в Линц, третий по величине город Австрии и любимый город Гитлера. Прибыв в Линц, вдруг пошел дождь и чтобы не терять время, мы придумали прокатиться на теплоходе по Дунаю. Что само по себе было хорошей идеей и мысль, о том, что ты плывешь по второй по размеру реке Европы, доставляла дополнительные приятные ощущения. На теплоход я заехала без помощи и разместилась на корме за столиком кафе. Мы заказали чай и традиционный пирог города «Линц» и я, крутя головой то на один берег, то на другой слушала рассказ о местности и стране.
Перед отъездом Марианна пригласила нас в свой дом на обед. На террасе, с видом на горы, мы грелись на солнце, ели кнодели с соусом из местных грибов, морковный пирог и салат из руколы, которая росла возле дома как обычный сорняк, и запивали все клубничным компотом. Домой мы решили возвращаться пешком. Марианна дала нам сухарей, чтобы мы по дороге смогли покормить лам и белых осликов, которые паслись на лугах.

На следующий день мы с чемоданом, забитым имбирными пряниками, шоколадом, тыквенным маслом улетели домой.

Я хочу верить, что еще вернусь в царство конфетно-пряничных домиков и не осмотренных достопримечательностей. И, конечно же, в Альпы — ведь горы просто созданы для того, чтобы возвращаться в них как можно чаще.